Как сделать прическу кукле в стиле рококо. Женские прически Европы. Стили Рококо и Ампир. Укладка в стиле Марии-Антуанетты

РОКОКО

На смену Барокко пришла эпоха раннего Рококо. Неестественно выглядевшие большие прически уступили место маленьким, изящным, с трубчатыми локонами. Появилась пудреная прическа. Изящная и привлекательная маркиза де Помпадур , которая при дворе появлялась все с новыми и новыми прическами, задавала тон.

Людовик XV с восхищением относился к этой Женщине маленького роста, которая впервые ввела моду на высокие каблуки и высокие прически эпохи Барокко уменьшила в соответствии со стилем маленькой женщины.

Впоследствии (при Марии Антуанетте ) парикмахерское искусство стало иметь настолько большое значение, что для обучения мастерству создавать уникальные прически были основаны парикмахерские академии.

После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет паркмахерского искусства. В это время на дамских головках разыгрываются морские сражения с миниатюрными парусниками, расцветают райские сады... Уменьшившаяся было в начале Рококо прическа растет, как на дрожжах. Парикмахеры ценятся на вес золота. Пудра, которую делали из муки, используется килограммами.

АМПИР

В 1800 году во Франции с приходом к власти Наполеона I появился стиль Ампир (т. е. империи), характерной чертой которого было использование различных приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, плоских и т. д. Украшались локоны перьями, заколками, обручами. Мужчины носили пряди средней длины, зачесанные к лицу.

После поражения Наполеона прически стиля Ампир вышли из моды - пришло время стилю Бидермейер. Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Это был блеск расцвета парикмахерского искусства: пышные локоны обрамляют виски, объем волос на затылке убран в разнообразный рисунок. Украшали прическу лентами, вуалями, цветами, жемчугом, носили диадемы. В период Бидермейера прически напоминают декоративную архитектуру. Предпочтение, как всегда, отдано блондинкам. Мужчины носили бакенбарды, локоны у основания лба, высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб.

Неповторимый стиль этой эпохи возродил искусство выполнения сложных причесок с использованием последних для того времени парикмахерских приспособлений: способов окраски волос и обесцвечивания с применением перекиси водорода, щипцов Для горячей завивки и др. - все эти приспособления (конечно, усовершенствованные) применяются и в настоящее время.

Во время империи (с 1804 г.) продолжали еще носить "греческие прически"; волосы спереди и с боков завивались в локоны, плотно облегавшие голову, сзади зачесывались в прошнурованный шиньон, а на макушке водружалось перо.

Около 1805 г. дамы переняли у мужчин прическу, при которой волосы коротко стриглись и завивались вокруг головы в мелкие локоны. Эта мода продержалась до конца царствования Наполеона I, вместе с пирамидальной прической, изобретенной парикмахером-литератором Палатом (1810 г.).

Стиль прически 1802, 1806, 1805 and 1805.

Носились и другие, и даже "египетская". Всевозможные локоны назывались теперь: "моральными", чепцами и сетками. С 1810-11 г. девушки при бальном костюме завивали волосы на лбу в мелкие локоны, а сзади собирали их в узел.

Около 1812 г. волосы стали делить пробором, причем у висков они завивались в локоны, сзади же заплетались в косы, которые располагались на макушке узлом, при помощи гребней.

С 1813 г. вошла в моду прическа когда волосы зачесывались гладко кверху и на макушке связывались в пучок. Узкая шелковая лента облегчала голову и завязывалась на лбу; на висках свешивалось по одному завитку или по два.

Стиль прически 1815, 1820, 1829 and 1835 .

С конца двадцатых годов повсеместно распространилась изящная прическа, при которой волосы делились прямым пробором и зачесывались со всех сторон на макушке, где сооружался высокий пуф, украшенный локонами, дрогоцен-ностями и гребнями; височные пряди волос завивались при этом в пышные локоны. Эта живописная прическа носилась на протяжении тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, претерпевая легкие изменения; иногда вместо пуфа делались косы, которые укладывались узлом, иногда прическа делилась двумя проборами и т. п.

Эпоха рококо давно прошла, но отголоски ее сохранились до сих пор. И это не только произведения искусства того времени, но и элементы моды. Многие до сих пор ломают голову над тем, как сделать прическу в стиле рококо или повторить макияж. И ведь это действительно нелегко.

Общие положения о прическах рококо

Прически эпохи рококо отличались своей замысловатостью. Поначалу это были просто убранные волосы, поднятые вверх. Но потом они стали делаться слишком высокими, с большим количеством украшений, в качестве которых использовались цветы, перья, ленты, жемчуг… Самостоятельно сделать что-то со своими волосами было сложно, поэтому у каждой придворной дамы был личный или приходящий мастер- парикмахер.

Иногда прическа делалась так долго и мучительно, что женщина потом носила ее неделю. Ходить и спать она старалась очень аккуратно, чтобы каждый локон оставался на своем месте. Иногда прямо в шевелюру вплеталась шляпка, что делало образ еще более причудливым. Но именно этого дамы и добивались. Прически рококо являлись этаким эталоном стиля.

Рококо сегодня

Современные девушки даже не представляют каких трудов стоило мастерам сделать прическу. Ведь у них не было ни мусса, ни лака для волос, ни плойки… Сегодня прически рококо редко используются для повседневной носки. Чаще они делаются для показа мод или театральных постановок. Популярны также свадебные прически в стиле рококо. Подробных пошаговых инструкций к ним нет, но есть основные положения, которыми можно руководствоваться.

  1. Не жалейте лака для волос. Закрепляйте им каждый локон, каждую прядку;
  2. Никаких челок. Если у вас она есть, то ее придется укладывать в прическу, фиксируя лаком;
  3. Все прически рококо основаны на высоком начесе, поэтому будьте готовы, что волосы после расплетения будут спутаны;
  4. Почти любую укладку можно замаскировать под рококо благодаря аксессуарам. Подглядите идеи в Интернете, изучите старинные портреты придворных дам и попробуйте сделать заколку своими руками.

Невеста в стиле рококо

Если вы на своей свадьбе решили воссоздать атмосферу этой эпохи и выбрали соответствующее пышное платье, то необходимо уложить волосы в стиле того времени. Своими руками вряд ли получится это сделать, поэтому чаще всего невесты обращаются в салоны или к своим рукастым подружкам. Представим поэтапную схему выполнения прически в стиле рококо.

Воссоздавать гигантскую прическу для свадьбы не следует. Невесте будет неудобно, да и сложно сделать что-то подобное в домашних условиях. Поэтому в качестве образца выберем вариант, представленный на фото ниже. Скромно, современно, но в духе рококо – с начесом и без челки.

  1. Берем большую прядь со лба и делаем начес;
  2. Фиксируем его лаком и создаем объем. Закалываем прядь невидимками на макушке;
  3. Остальные волосы собираем . На фото показана гладкая укладка, но при желании шевелюру можно предварительно . Если на голове будут красивые волны, это будет ближе к той эпохе. Локоны не забудем зафиксировать лаком;
  4. Из хвоста берем небольшие прядки, завиваем их плойкой и с помощью невидимок и шпилек закрепляем на голове;
  5. Получившиеся локоны должны располагаться на голове так, чтобы полностью скрыть резинку, держащую хвост.

Чем объемнее будет начес, и чем выше вы сделаете хвост, тем больше ваша укладка будет похожа на рококо. Если ваши волосы очень густые, то можно делать не хвост, а , но не их всех прядей. Украшать свадебные прически в стиле рококо можно любым способом. Лучше, если это будут атласные ленты в цвет свадебного платья, цветы, различные аксессуары, перья.

Видео: варианты причесок в стиле Рококо

5. Рококо (1715 - 1789 гг.)

Наступило время Людовика XV. Если проследить его жизнь и жизнь его внука Людовика XVI, а также жизнь их жен и метресс, мы увидим, что в это время парикмахерское ремесло достигло своего кульминационного пункта. Ведь жена Людовика XVI, Мария Антуанетта, незадолго до конца этого периода до того подняла значение прически в моде, что ей беспрекословно подчинялось все другое.

Ранний рококо (с 1717 приблизительно до 1750 г.).

Эпоху барокко сменила эпоха рококо. Этому художественному стилю вычурные и изящные формы придавали отпечаток грации и легкомыслия. Стиль рококо имел также большое влияние на дальнейшее развитие моды причесок. Высокие, перегруженные, неестественно выглядевшие прически "герцогини Фонтанж" уступили место маленьким изящным прическам. Типичной прической перехода от барокко к рококо была прическа графини Козел, возлюбленной саксонского курфюрста Августа II Сильного. Красивые легкие локоны обрамляли переднюю и боковые части головы, тогда как ее задняя часть была гладкой и только самый затылок обрамляли также локоны, причем справа и слева свешивались на плечи крупные висячие локоны.

Другой представительницей моды причесок этой эпохи была Мария Лещинская. В 1725 году она вышла замуж за французского короля Людовика XV и таким образом стала диктовать моду во Франции. Ее прическа имела большое сходство с вышеописанной. Изящные локоны обрамляли лицо, а украшением передней части головы служила жемчужная диадема, тогда как маленькая пряжка служила переходом от гладкой задней части головы к локонам на затылке. Висячие локоны по сторонам были также принадлежностью этой прически.

Между 1725 и 1740 гг. появилась в разных вариациях пудреная прическа. В противоположность прическе Лещинской, волосы стали пудрить, причем лобовую сторону прически зачесывали отчасти вверх. Завершались эти прически крупными трубчатыми локонами. Но нам знакомы также и прически, у которых волосы с затылка перекладывались через темя вперед, туго завязывались здесь и закреплялись. Поверх этого завивались впереди легкие роликовые локоны, создавая, таким образом, гармоничную линию прически (рис. 5, 6 и 7).

Маленькая пудреная прическа является по выбору и теперь предметом экзамена на мастера. При ее выработке она имеет то преимущество перед прической "принцессы Ламбаль" эпохи позднего рококо, что тут можно применять как собственные волосы клиентки, так и пряди искусственных волос. Лучше всего подходят для этой прически волосы длиной до плеч. Конечно, волосы должны быть соответственным образом подстрижены, причем правильное филирование (разрежение волос вырезыванием) концов волос является очень важным для закладки папильоток. Сначала вырабатываются кружевные украшения, в виде плиссированных складочек, затем прикрепляется пряжка или брошь с имитацией драгоценных камней и султанчиком посредине. Рисунок 8/а показывает распределение волос передней части головы от одного уха до другого. Рисунок 8/6 показывает выработку этой передней части волос. Здесь ясно видна форма обеих сторон передних локонов на лбу. Остальные волосы укладываются аккуратными завитушками. Волосам на затылке придается легкая волнистость, причем их концы папильотируются, обрамляя и тыльную часть головы завитушками.

Для того чтобы сделать типичные для этой прически роликовые локоны, мы захватываем две завитушки передней партии и расчесываем их.?

Рисунок 8/в показывает следующую за этим тупировку этой пряди. На рисунках 9 и 10 можно видеть положение рук при обчесывании пряди. При этом очень важно, чтобы это делалось снаружи аккуратно и гладко, без сглаживания их внутренней тупированной части. Средний палец левой руки и ручка щетки в правой руке придают пряди форму спиральной трубки. На рисунке 11 видно, как кончики пальцев правой руки охватывают локон для того, чтобы легким вытягиванием его назад при одновременном вращении вправо придать ему желаемую форму. Висячие локоны изготовляются большей частью из искусственных волос.

После папильотирования, т. е. завивки на папильотках, вырабатываются висячие локоны, для того чтобы затем распущенными они спадали вниз - (рис. 12 и 13).

Чтобы избежать неприятных "сюрпризов", искусственные части прически прикрепляются особенно тщательно.

При завивке задней части головы нужно стараться придерживаться малых форм и локоны делать не слишком по-модному. К сильно, но равномерно напудренной прическе прикрепляются затем украшения. Маркиза Помпадур, родившаяся в 1721 году, была любовницей короля Людовика XV. Будучи честолюбивой, она постоянно появлялась в?

новых прическах. При помощи ее парикмахера Даже это ей всегда удавалось, и за разнообразие создаваемых причесок оба они пользовались большим успехом. Эти прически очень подходили к тогдашнему понятию о жизни. Они выглядели изящно и привлекательно, так что еще и сегодня каждый восторгается видом этих причесок. Нам знакомы портреты маркизы Помпадур в шляпе с характерной пастушеской прической, а также и в не пудренных прическах с локонами, шиньонами и косами. В последние годы ее влияния ее парикмахер развил новый вид более высокой прически. Эта ее высокая, пудреная прическа с локонами на голове и по сторонам, которую она носила украшенной драгоценным жемчугом, перьями и лентами, показывает ясно переход к позднему рококо.

Поздний рококо

В 1764 году маркиза Помпадур умерла, а через шесть лет дочь королевы Марии Терезы, Мария Антуанетта, поселяется во дворце в качестве жены наследника трона. В 1774 году умирает Людовик XV, и на трон вступает его внук.

Все, что произошло в течение следующих 15 лет в области моды при режиме Марии Антуанетты, является единственным в истории мира. Парикмахерское ремесло достигло такого важного значения, что представители этого мастерства стали требовать, чтобы правительство приравняло их к художникам. Самые богатые и влиятельные дамы при дворе тратили огромные суммы денег, чтобы привлечь к себе на работу какого-нибудь известного парикмахера. Были основаны даже парикмахерские академии, в которых обучались специалисты этого ремесла. Но перейдем к прическам того времени. Начнем с задававших тон причесок королевы Марии Антуанетты.

До 1770 года она носила сравнительно низкие прически, а с 1770 до 1785 года - очень высокие прически, так что оба вида причесок можно считать характерными для

данного стиля (рис. 14).


Рис. 14. Прическа "Мария Антуанетта" 1780 г

Интересным является строение исторической прически "Мария Антуанетта". Для того, чтобы создать прическу такой высоты, применяется специальный внутренний остов, дающий прическе форму и устойчивость. Он состоит из проволочного сплетения, подогнанного к форме головы и прически. Высота прически разная, в среднем она составляет 20 сантиметров. Такой, сделанный по форме головы, остов покрывается хлопчатобумажным тюлем и затем обшивается крепом. При изготовлении конкурсных или выставочных работ эту часть еще оплетают волосами, для того чтобы придать остову вид естественной полноты. Сверху остов остается открытым, так как сюда врабатываются концы поднятых вверх прядей волос или закрепляется украшение из перьев. Теперь приступаем к распределению волос для прически. Ото лба отделяем полосу волос шириной в ладонь и делаем пробор от одного уха к другому. Позже эта передняя часть волос будет поднята вверх, тогда как остальная часть волос делится еще двумя поперечными проборами. На уровне темени сплетаем две косы, складываем их плоско и плотно закалываем их.

Волосы на затылке делятся еще на три поля, а именно: правое и левое - для стоячих локонов и среднее - для петли. Теперь кладем приготовленный остов на обе косы и прикрепляем его крупными шпильками. Угловатые выступы остова выравниваются искусно крепом. Закончив с основанием, берем в руку среднюю часть лобовой партии волос и аккуратно тупируем ее (см. рис. 205). Затем эта прядь поднимается вверх, причем особенное значение имеет зачесывание волос вверх не гребешком, а щеткой. Концы волос при этом закладываются в отверстие остова.

Таким же образом систематически поднимается вверх вся лобовая часть волос. Прежде чем приступить к завивке локонов из искусственных волос на затылке, мы создаем из накрученных на папильотки боковых прядей два больших спиральных локона. Теперь следует выработка петли из средней пряди волос на затылке между обоими локонами. Хорошо тупированная и сложенная большая плоская прядь кладется на щипцы для завивки, причем левая рука прикрепляет конец перегнутой вверх пряди (петлю) у связки. Затем задняя часть головы заполняется крупными локонами. Особенное внимание нужно уделить боковым локонам, которые должны лежать наклонно к лицу, а их концы должны быть настолько свободно распущены, чтобы они просвечивали. Когда прическа готова, волосы покрываются пудрой и прикрепляются украшения. Три страусовых пера, нити жемчуга, шелковые ленты и прочее должны быть со вкусом вработаны в прическу.

Описанная выше прическа является лишь одной из многих, созданных тогдашними парикмахерами. Каждое событие, будь оно политического или общественного характера или даже сенсация дня, являлось мотивом и находило свое отражение в прическах. Характерными прическами того времени были: "La belle Poule", "La Fregatte " (Фрегата рис. 15), "голубиное гнездо", "прическа зодиак" т. е. зверинный круг и прическа "Bandeau d"amour " (сети любви). Все преувеличивалось безмерно и находило отражение в прическаях, так, например: огороды, колыбели с младенцами, пароходы, башни; одним словом, изображали все и носили на голове как последний "крик моды".

В дальнейший период позднего рококо, когда интерес к высоким прическам остыл, стали развиваться прически, идущие в ширину. Известная прическа принцессы Ламбаль показывает нам одну из таких причесок (рис. 16 и 17). Это типичная форма несимметричных причесок. По выбору она может быть исполнена при экзамене на мастера, поэтому и на ней стоит остановиться подробнее. Прическа эта очень привлекательна, и исполнение ее требует хороших знаний специалиста. Поэтому-то ее и включили в число экзаменационных работ на мастера. Тут экзаменуемый может показать, действительно ли он освоил искусство обработки волос. Принцесса Ламбаль была женщина, с которой в то время писалось больше всего портретов. На основании сохранившихся картин можно установить, что она носила различные прически.

Поэтому и некоторые отступления должны быть признаны, как соответствующие тогдашнему стилю. При описании прически для экзаменационной работы мы займемся в основном строением этой прически. Для высокого несимметричного ее строения нам необходим также проволочный скелет. Он придает прическе форму и устойчивость и в ннжней своей части соответствует форме головы клиентки, плотно прилегая к ней. Верхняя часть остова, как мы уже говорили, несимметрична, и правая его сторона гораздо выше левой. Внешняя длина верхней его части равняется приблизительно 30 сантиметрам. Изготовив таким образом проволочный остов, мы обматываем его изоляционной лентой или лейкопластырем. Затем покрываем его хлопчатобумажным тюлем и, наконец, обшиваем его крепом. Остов можно также еще оплести волосяной тесьмой. Теперь остов готов, и мы можем приступить к работе над прической.

Чертежи 16/1 и 16/2 показывают систему распределения волос. Отделив переднюю часть волос ото лба шириною в ладонь, мы получаем прядь, необходимую для по-крытия передней части остова.

Теперь распределяем волосы на темени и затылке (рис. 16/2). Сплетенные у темени косички закалываются плоско приблизительно на высоте макушки головы. К ним будет прикреплен остов прически.

Оставшиеся справа и слева пряди волос мы используем позже при зачесывании лобовой партии волос вверх для покрытия остова справа и слева. Можно сплести и волосы среднего поля и заколоть плоско косы, для того чтобы позже прикрепить к ним искусственные локоны.

Если же мы для локонов хотим применить собственные волосы клиентки, то их следует намотать на папильотки, как это указано на чертеже 5 (при обработке волос на

затылке).


Рис. 16. Чертежи деталей прически "принцесса Ламбаль"

Распределение волос на затылке видно из чертежа 2. При этом имеются две возможности. При применении искусственных волос мы отделяем прядь волос для стоячих локонов и для петли, или же оставляем боковые стороны открытыми (как это видно из чертежа 5) и завиваем волосы на папильотках.

После того, как мы создали таким образом основание прически, мы сначала прикрепляем остов длинными шпильками и теперь только приступаем к созданию самой прически. Чертеж 3 показывает нам установленный на голове остов и подразделение передней партии волос. Мы тупируем сначала среднюю прядь, которую затем при помощи щетки, слегка смазанной маслом, поднимаем вверх на остов (рис. 16/4). При этом особое внимание нужно уделить работе щеткой: мы начинаем работу не всей плоскостью щетки сразу, а ее боковым кантом и при

дальнейшем равномерном сглаживании волос поворачиваем медленно и щетку. Левая рука при этом помогает, гладя слегка прядь за щеткой. Теперь поднимаем вверх большую прядь волос, а затем малую, которую нужно вработать искусно отчасти в противоположном направлении. После этого поднимаются и аккуратно зачесываются отделенные боковые пряди (у висков).

Из намотанных на папильотки волос на затылке с левой стороны распускается отделенная прядь в виде висячего локона, красиво спадающего на плечо. С правой стороны лицо обрамляют два роликовых (параллельно висящих) локона. Создание петли из средней пряди затылка более трудная вещь.


Рис. 17. Прическа "принцесса Ламбаль" 1785 г.

Важно при этом правильное тупирование пряди, причем внешняя и внутренняя стороны пряди, должны быть аккуратно обчесаны щеткой так, чтобы не повредить при этом тупирования. Эту прядь мы перекладываем через закрытые щипцы для завивки и получившуюся таким образом большую петлю подвязываем к подготовленной заранее связке. Теплыми щипцами мы выглаживаем внутреннюю часть петли, пока она не приляжет плоско. Теперь, наматывая пряди на папильотки, завиваем локоны средней партии затылка, или же вырабатываем искусственные локоны. Для того чтобы переход к локонам не был очень резким, можно эти места выложить крепом. Перед пудрением прически нужно подмешать к пудре немного синьки. Само пудрение должно быть равномерным. Если чертеж 6 показывает нам оформление затылка, то на рисунке 17 мы видим как линию прически, идущую вкось, так и расположение больших роликовых (параллельно лежащих) локонов и прикрепление венка с цветами. Характерны три больших косорасположенных трубчатых локона с их направленными вперед отверстиями, а также параллельно расположенный локон у большей стороны прически, который проходит сквозь венок с розами.

Типичен также висячий локон с левой стороны и два схожих с роликовыми локонами с правой стороны, а также ленточные украшения у темени.

Примерно до 1713 года еще носили высокие причеки-фонтанж, обязанные своим именем фаворитке Людовика XIV Марии Анжелике де Фонтанж, которая, растрепав свои пышные кудри на охоте, подвязала их полоской кружев, чем повергла короля в восторг. На следующий день все придворные дамы причесали свои волосы "а ля Фонтанж". Прическа, украшавшаяся жестким накрахмаленым кружевом или лентами, потепенно росла в высоту и могда достигать полметра в высоту.

Мария Анжелика де Фонтанж (1661-1681)



Однако ничто не вечно под луной, и мода на фонтанж прошла так же резко, как и возникла. В 1713 году на торжественном приеме в Версале перед королем предстала английская герцогиня Шрусбери - с довольно гладко причесанными слегка кудрявыми слегка припудренными волосами, украшенными цветами и кружевами. Королю понравилась простота и элегантность куафюра, и "tout le mond" отныне стал причесываться именно так.



С 1715 г стало обычным пудрить волосы. В качестве пудры часто использовался крахмал или рисовую муку. Использование пшеничной муки для этих целей порицалось. Пудру для волос, часто парфюмированную, можно было приобрести различных оттенков: серую, белую, нежно-розовую и желтоватую. Состоятельные семьи имели особую туалетную комнату для пудрения париков и причесок, поверх одежды одевался халат для пудрения, а лицо защищалось конусообразной бумажной маской. Чтобы пудра осела на волосах и не осыпалась, волосы мазали маслами или специальной помадой. Дамы пудрили волосы поначалу умеренно, но где-то с 1750 гг пудры на женских волосах оседало все больше и больше, что было вызвано использованием накладок из чужих волос (особенно после 1770 гг), которые не всегда идеально подходили по цвету. Пудра также помагала прическе продержаться дольше.


После 1770 гг прически вновь начинают усложняться и расти вверх. Собственных волос на такие огромные сооружения, естественно, не хватало, и в ход шли накладные волосы, каркасы, подушечки. Прически требовали все больше и бельше времени и были дорогостоящими, и поэтому один и тот же куафюр носили несколько дней подряд, а то и несколько недель. Мужские парики были в моде давно, теперь же и дамы все чаще стали носить парики (что наверняка экономило массу времени, денег и нервов). Несмотря на современные представления о париках 18 века, парики вовсе не были белыми. Люди со средствами могли позволить себе парики из настоящих человеческих волос, люди победнее довольствовались париками из конского или буйволова волоса. Шляпы также растут в размерах и обильно украшаются перьями, лентами, цветами и тканями. По-прежнему носят чепцы, которые могли быть как огромными, так и чисто символическими по своим размерам.

В ходу были головные уборы "калаш", напоминавшие откидной верх кибитки.


В 1770 гг тон в одежде и прическах задавала несчастливая в браке Мария Антуанетта, которая время от времени поражала весь Париж самыми невероятными сооружениями на своей голове. Цветочные вазы, мельницы, корабли под парусами, клетки с птичками - фантазия парикмахера королевы Леонара была неистощима. Такие высокие прически получили название "пуфф".


После 1780 гг прически вновь стали скромнее и уменьшились в размерах. Брак Марии Антуанетты и Людовика XVI наконец-то, в 1777 г, физически осуществился и Мария Антуанетта стала матерью в 1778 г. После беременности, тяжелых родов, спонтанного аборта в 1779 г. и переживаний из-за смертии матери в 1780 г. королева начала страдать выпадением волос, которые в конце концов пришлось подстричь покороче. Это ввело в моду новый тип прически "ёжик". Упрощению причесок (и платья) в большой степени способствовало также повальное увлечение Руссо и его "назад к природе"-философия. После 1780 г. волосы пудрили все меньше и меньше, так как мода требовала "естественности". Вычурные прически и платья, как и весь артистический стиль "рококо" подвергались критике как со стороны философов "Просвящения", так и становившейся все более сильной буржуазией. Манера Марии Антуанетты одеваться и причесываться вызывали недовольство в народе, что выражалось в анонимных памфлетах, имевших широкое хождение, в которых королева изображалась разряженной девкой.

1783. Мария Антуанетта

1785. Сара Сиддонс.

Философию стиля Рококо определяли женщины. «Женщины царствовали», — сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо только занималась. Рококо считает главным в жизни — праздник, утонченное наслаждение и любовь. Игра, «искусство казаться» в жизни достигло в этот век такого совершенства, что театр с его условностями на сцене — померк.

На протяжении всего XVIII в. чувственность и изысканность будут определять стиль женской аристократической одежды. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер, маленькая головка, небольшая высокая грудь, маленькие руки, тонкая шея, узкие плечи — женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

Все аристократки, будь то роскошная маркиза де Помпадур или добродетельная Мария-Терезия, с легкой руки герцогини Шрусбери, носили умерено пышные юбки на каркасе и маленькую, скромную, слегка припудренную причёску, украшенную букетиками или кружевной наколкой.

Маркиза де Помпадур

Австрийская императрица Мария-Терезия

Пышность юбки гармонировала с прической и была относительно невелика

Однако с появлением на истрической сцене Марии-Антуанетты панье (в России — фижмы) постепенно приобрели просто устрашающие размеры. К 1725-му году они достигали 7-ми и более футов диаметром, вследствии чего круглое панье заменяется двойными фижмами, когда две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно) крепили тесьмой на талии.

Юбка с панье "с локтями"

Эта юбка с панье "гондола" (плоская спереди и сзади)

Однако ширина такой юбки создавала ее владелице массу неудобств.. в частности, было невозможно сесть в карету или пройти в дверь. Французские портные вскоре усовершенствовали и эту модель, предложив остроумную конструкцию, правда, довольно сложную: металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарнирах и были подвижны. Управлялись они с помощью лент, выпущенных через небольшие разрезы на поверхность юбки.

По мере увеличения ширины юбки росла и высота дамских причесок. Все начиналось скромно…:-)

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искуссные парикмахеры-куафёры.

Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически "Цветы королевы", украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота».

Творчество виртуоза парикмахера и шляпника Леонара Отьё по прозвищу Боляр — «Великолепный» и неуёмная фантазия королевы Марии-Антуанетты дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике.

Головные уборы, конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения», — так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку.

Удобство, изящество и красота были принесены в жертву Её Величеству Моде. Несмотря на очевидные неудобства таких причесок — дамы спали, положив голову на специальные подставки, на голову надевались специальные каркасы и эта опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие причёски использовали десятки шиньонов, шпилек, помады и пудры — куафёры изобретали и воплощали в жизнь всё новые и новые виды «искусственности», стараясь угодить всем вкусам, пристрастиям, а также сообразуясь с политическими переменами. Число разнообразных причёсок постоянно увеличивалось. В книге «Похвала парикмахеров, направленная дамам» их было перечисленно 3774.